Когда есть верная компания друзей, долго искать повод, чтобы сесть на ночной поезд «Легендарный Маресьев» по маршруту Москва – Новгород Великий, не нужно.
Наша общая любовь к русской архитектуре и деревянному зодчеству, истории, литературе, живописи и музыке не терпит суеты и случайных людей рядом, а требует неспешности и внимания. А так как мы уже не в первый раз отправляемся путешествуем вместе, нам всегда по пути!
С погодой в этот раз повезло настолько, насколько это вообще возможно на северо-западе России в декабре. В Новгороде, выходя по утрам из нашего камерного отеля «Бианки», с гигантским медведем в расшитом халате на входе, мы радовались легкому сухому морозцу (-3-5С) и тому, что снег в Новгороде почему-то пока не выпал, и под ногами нет влажной зимней каши.
К огромному удовольствию, мы почти нигде не встречали других туристических групп, а самих нас было только семеро, так что комфорт в маленькой компании был обеспечен. Планируя тур в декабре, количество пешеходных экскурсий по понятным причинам я свела к минимуму. Ведь даже легкий «минус» в этих местах требует основательной одежды — и если вы не знаете, зачем у вас дома лежит купленное когда-то термобелье, то это как раз подходящий случай испытать его в деле.
А вот где погулять и на что посмотреть в Новгороде и его близких окрестностях как раз есть: вот обязательное «ожерелье» архитектурных памятников, которые можно увидеть за два полноценных дня: Свято-Юрьев Мужской Монастырь XII века на окраине Новгорода на берегу реки Волхов века, Знаменский Храм XI века на Ильинской улице, Спасо-Преображенский Собор XIV века, и, конечно же, Вышеславицы — музей-резервация памятников деревянного зодчества под открытым небом.
Полный день нужно посвятить Новгородскому Кремлю (Детинцу), основанному в 1044 году. Недостаточно просто прогуляться по его территории: нужно внимательно осмотреть Памятник 1000-летия Русской Государственности в форме гигантского колокола с барельефами и скульптурными изображениями главных персонажей русской истории (1895 год, скульптор Макешин).
Зайти в Белокаменный Храм Св. Софии (X век) и поклониться его главной святыне — иконе Знамения Божьей Матери.
В Золотой Кладовой обойти кругом витрины с ювелирными украшениями, утварью и предметами культа, созданными старыми русскими мастерами. А в собрании Новгородского Музея увидеть коллекцию икон XI — XIX веков от иконописцев Новгородской, Псковской и Московской школы.
Не самую комфортную для пешеходных «обзорок» погоду скрашивала наша увлеченная и морозоустойчивая гид Мария, прогретый микроавтобус, который подвозил максимально удобно ко всем объектам, ну и, конечно, лучшие новгородские рестораны, заранее заказанные обеды и ужины в которых накрывались прямо к нашему появлению.
Дегустация местных «хреновушек» и «перцовок» превратилась в эти дни в дежурный ритуал (ибо нет путнику лучшего способа согреться и поддержать силы!), и зимнее меню — наваристые щи, ароматное сало, поджаристый карп, аппетитные голубцы и пельмени всех видов и сортов, которое делало неуместным любые диетические капризы.
Красивой получилась наша поездка на курорт Старая Русса (1,5 часов езды от Новгорода). По дороге мы проезжали покрытые инеем поля, бескрайнее Ильмень-озеро, широкую речку Шолонь. Местные жители — рушане —угощали нас фермерскими сырами и колбасами, поили целебной минеральной водицей и рассказывали о древних секретах солеварения. Наши дамы пришли в восторг от возможности испытать в деле ступу Бабы Яги и с интересом знакомились с хозяйственными обычаями, издревле бытовавшими в этих местах.
Довелось нам заглянуть и в дивную и древнюю (XV вв.) Георгиевскую церковь, с гигантским списком иконы Старорусской Божьей Матери (единственное изображение Марии и младенцем Иисусом, на котором он словно отворачивается от материнского лица...).
Небольшие ее образа купили все — особенно матери и бабушки... «и ты, Богородица, знавала, что такое сепарация...»
Но самым ярким впечатлением этого дня стала задушевная повесть о жизни Ф.М. Достоевского с семьей в Старой Руссе. Деревянная дача, которую писатель снимал несколько летних сезонов подряд, сегодня превращена в музей, посвященный его семейной жизни и творчеству. Он стоит в тихой и задумчивой части города, у самой реки на пустынной старой улице, словно вышедшей из XIX века. Под вечер наконец-то медленно пошел крупный снег, который усилил глубокое впечатление от развернувшейся перед нами личной драмы автора «Братьев Карамазовых»: опыт смертного приговора и помилования в последний момент, годы каторги и ссылки, неизлечимая болезнь, страсть к карточным играм, непростые отношения с женщинами, потеря двоих любимых детей...
Было задумано так, что в Санкт-Петербурге наше знакомство с Достоевским должно было продолжиться в уже других декорациях. Уже через пару дней классическим — промозглым и туманным — питерским утром мы блуждали по миру «униженных и оскорбленных» — Сенной площади, Столярному переулку, Садовой, Подьяческой, набережной Канала Грибоедова, вспоминая Родиона Раскольникова, Сонечку Мармеладову, старуху-процентщицу. Одухотворенная и артистичная, влюбленная в творчество Достоевского, гид Марина Уварова провела нас по самым важным адресам и эпизодам главного детектива русской литературы — «Преступления и наказания».
Суммировать и обобщить все, что мы узнали за эти дни о Федоре Михайловиче, получилось в его музее-квартире (Кузнечный переулок, дом 5). На этом закончилась литературная часть нашего путешествия, уступив «Парадному Петербургу» возможность полностью завладеть нашим вниманием.
В отличие от древнего, небыстро, но уверенно возрождающегося, опрятного и целомудренного Новгорода, наша Северная столица в этот раз поразила необычайным количеством туристов, пышно, по-новогоднему украшенным центром, стремительно взлетевшими на все ценами и мощью первого с начала зимы снегопада.
К счастью, последний не помешал нам получить удовольствие от выставки «Великий Карл», посвященной творчеству Брюллова. Несмотря на несметное количество посетителей (добрый совет: приходите в Русский музей к открытию даже в будни!), и благодаря особому мастерству выделенного нам музеем искусствоведа, мы смогли вблизи рассмотреть «Последний день Помпеи», «Всадницу», «Вирсавию», «Девушку, собирающую виноград в окрестностях Неаполя». А также не менее талантливые, но не столь растиражированные портреты и рисунки художника.
Настоящем открытием стали фрагменты росписи большого купола Исаакиевского собора и запрестольный образ «Христос во гробе».
К огромной чести нашего гида, несмотря на сутолоку в музее и обилие выставленных шедевров, о каждом из которых можно было говорить бесконечно, она выдержала оптимальный полуторачасовой формат экскурсии, успев дать самое ценное, не перегружая второстепенными подробностями.
О ценном даре гида быть умеренным и дозировать информацию я невольно размышляла в Юсуповском Дворце. Великолепная городская усадьба богатейших и известнейших в царское время князей — это настоящая летопись русского аристократического быта рубежа XIX-XX веков. Сегодня же — нескончаемый кладезь впечатлений для архитекторов и дизайнеров, любителей истории, антиквариата, предметов искусства и старины и просто эстетов. Роскошная лестница, домашний театр, помпезные люстры и канделябры, диковинная мебель, отделка из драгоценных пород дерева и камня, целая россыпь неповторимо оформленных помещений разных планировок и назначений. Но увы: немногие из нас оказались способными сохранять свежесть восприятия и детский восторг на протяжении почти трех часов! Здесь мы впервые по-настоящему устали: качественно экспозицию Юсуповского можно охватить только за 2-3 визита, не поддаваясь соблазну объять необъятное за один раз. К сожалению, перед таким соблазном в этот раз не устояли ни мы, ни наш гид.
Зато торжественно и незабываемо, по общему мнению, прозвучал финальный аккорд нашего путешествия — балет «Спартак» в Михайловском театре. Недаром мы столько времени «караулили» билеты — после начала продаж хорошие места на этот спектакль исчезают буквально за несколько часов.
Даже если вы совсем не частый посетитель и знаток балета, музыка Хачатуряна, завораживающие сцены гладиаторских боев, танцев гетер, пышных оргий в Древнем Риме на целых три часа похитят ваше воображение и заставят пережить настоящую дрожь зрительского восторга!
Люблю Михайловский за то, что он всегда на высоте зрелищности и монументальности! Как менеджер с большим стажем, я понимаю, насколько сложно обеспечить такую слаженность и филигранность в работе команды. Всегда безмерно восхищаюсь профессионализмом оркестра, продуманностью декораций и костюмов, синхронностью кордебалета, хора и миманса и, конечно же, выдающимися актерскими качествами солистов... Я глубоко убеждена, что посещение Михайловского — must have любого путешествия в Питер!
Последние слова о нашем путешествии не могу не посвятить любимому «Гранд Отелю Европа». Его величественный исторический облик не превращает его в застывшее музейное пространство, а лишь создает элегантный фон для тех дел и впечатлений, за которыми мы приезжаем в Питер. Здесь красивые номера с просторными ванными и удобными кроватями. Превосходные завтраки. Интересная публика всех возрастов. Уютные гостиные, где можно посидеть в одиночестве и атмосферные бары для приватных и деловых встреч.
В двух шагах от Невского и Гостиного двора, от Русского Музея и Михайловского театра, Филармонии, и храма Спаса — на- Крови... Сочетание расположения и парадного духа «Гранд Отеля Европа» всегда поднимает настроение и готовит для общения с прекрасным городом.